Как часто мы что-то делаем-делаем, а результат не видим. Создается ощущение бесконечного колеса, которое бесцельно вращается и никогда не остановится. И как же в такие минуты нам не хватает толчка со стороны, как важно взглянуть на свое детище под другим углом! И тут становится актуальным выражение «безвыходных ситуаций не бывает». Меняется взгляд — меняются и восприятие, и, соответственно, пути достижения цели.
О том, как из сумбурных записей выстраивается целостная книга, о том, как мама ребенка с аутизмом находит способ рассказать об особенных детях, как ей открываются новая литературная форма и много других возможностей, о том, как спонтанное решение может быть правильным и перевернуть всю жизнь, читайте в интервью с Марией Дубовой.
Купить книгу: labirint.ru
— Хорошо. Начнем с конца. Детское издательство взяло: моя книжка — для родителей. Прекрасное детское издательство «Самокат», я очень люблю их детские и взрослые книги. Я им понравилась. А именно то, что я в своем обзоре прессы упомянула их книжку как ту, которая меня вдохновила. Не как книга по тематике, а как книга, похожая по духу. И они восприняли мою книгу.
Еще во время курса подумала, что мне не стоит ограничиваться только взрослыми издательствами, ведь есть и прекрасные детские, которые издают книги в том числе для родителей.
И вот одно из таких издательств приняло мою книгу, несмотря на коронавирус. Я постоянно волнуюсь, что они расторгнут контракт, потому что непонятно, что сейчас происходит в том числе и в книжной индустрии, но они меня уверяют: «Ничего страшного, пишите-пишите». Есть такая книга «Мама на нуле» — о родительской депрессии. Потому что рождение ребенка — это не только счастье, а зачастую еще и депрессия. И вот я эту книгу упомянула как близкую мне по духу, и они почему-то очень этим прониклись, и еще они очень хвалили мой синопсис.
Есть и первое разочарование от контракта. Я увидела сумму, которую платят авторам за книгу. Это не те деньги, на которые можно жить хотя бы какой-то небольшой промежуток времени. Нет. Я рассчитывала раза в два больше. Тем не менее нужно искать другие преимущества своей книги.
Мне поставили жесткий дедлайн — 15 сентября. У меня где-то 60-70% книги написано благодаря черновику, который учили писать в школе GetPublishED. Осталось 3 месяца. Я немного волнуюсь. Но ничего, пишу каждый день.
— Прекрасное детское издательство «Самокат», я очень люблю их детские и взрослые книги. Я им понравилась. А именно то, что я в своем обзоре прессы упомянула их книжку как ту, которая меня вдохновила. Не как книга по тематике, а как книга, похожая по духу. И они восприняли мою книгу.
— Давайте я расскажу историю с самого начала. Идея книги родилась ровно год назад из простого каламбура во время очередного коллапса у нас дома. Я сказала мужу: «Знаешь, вот я выйду на пенсию и напишу книгу». Он ответил: «Ну, да, конечно. Книга твоя будет про то, как ты пережила депрессию, принимала антидепрессанты и чуть не самоубилась». «Да-да, вот про это и напишу!» — посмеялась я. Об этом я написала в Facebook, в своем блоге, который на тот момент не был сильно развит, и на меня посыпался шквал комментариев типа: «Мария, пишите, прямо сейчас! Какая пенсия?! Сейчас надо писать!».
А потом ко мне пришла моя университетская приятельница, однокурсница, и сказала, что работала в издательстве и все знает: «Я сейчас тебе все расскажу, давай пиши». И она начала мне рассказывать…
— На том этапе у меня было 400 подписчиков. Сейчас гораздо больше. Все сегодня делается через блоги.
В общем, ровно год назад эта девочка мне все рассказала, я составила синопсис так, как понимала, и отправила его в издательства. И не получила ни одного ответа. Думала, что все, это конец, издательства не читают синопсисы и с улицы людей не берут.
В тот момент у меня началось какое-то движение – я стала писать статьи, кто-то ко мне приходил, куда-то я сама заходила. Мысль о книге продолжала вертеться в голове, пока я не наткнулась на рекламу курса Ирины Гусинской. Чтобы получить скидку, нужно было в течение 3-х дней записаться. Я подумала:
«Если не сейчас, то никогда! И моя книга так и умрет внутри меня. Мне срочно нужно записываться».
И записалась. Это было в январе. Денег у меня не было, за меня заплатила подруга. Я начала учиться и была счастлива. После первого же модуля поняла все свои ошибки, почему мне не ответило ни одно издательство. Единственный вопрос, который я задавала до курса и на первом модуле: «А будут ли нам давать координаты редакторов других издательств?». И Ирина мне все время очень спокойно отвечала: «Нет, не будут, но мы с вами научимся писать синопсис так, чтобы вам ответили». И в течение первого модуля я поняла, что нужно писать и как, что вложить, что такое синопсис. Синопсис — это маленькая книга.
И вот я сделала все, что мне говорили: выполнила все рекомендации по написанию синопсиса, сделала фотоссесию. Я сделала хорошую работу, которая нравилась мне самой, и получила от этого удовольствие. Я стала рассылать новый синопсис. И начала получать ответы. Мне писали: «Спасибо большое, что прислали. Мы Ваш синопсис перенаправляем редактору отдела психологических книг». Новый синопсис начали замечать, реагировать на него. И у меня был адрес, к кому я могу обратиться.
Самые главные и очень важные советы, которые я получила в школе GetPublishED, — попробовать найти редакторов издательств через блоги в Facebook и Инстаграм, а не писать на общий адрес; поискать общих друзей; не бояться задавать вопросы — за это никто не обидит. Таким образом, я действительно нашла немало общих друзей и дошла до главных редакторов нескольких издательств. Но все равно получала отрицательный ответ. Как правило, по причине того, что тематика моей книги не подходит издательству. В том числе «Альпина» мне ответила: «К сожалению, нет, мы не хотим погружаться снова в эту тему». О’кей. Но, я точно знаю, что они читали мой синопсис, они видели его, они на него отреагировали.
В один прекрасный момент я получила ответ: «Нам нравится, нам подходит Ваша книга, давайте заключим контракт».
И когда я поделилась этой радостной новостью в Facebook, который у меня уже развился неплохо за это время: «Ура, получила контракт!». Сразу же два издательства отреагировали: «Как хорошо, что Вы подписываете контракт, мы так переживали, у Вас такая хорошая книга, но нам она не подходит, но вот такой синопсис… Мы все не знали, как Вам сказать, что мы Вас не берем…».
— Я всех добавляю в друзья. Всех читаю, комментирую, мне стала интересна эта область. Я начала вертеться в ней.
И еще одно издательство написало мне: «Подождите, не подписывайте контракт, мы Ваш синопсис тоже обсуждаем уже несколько месяцев, и нам осталось только последнее голосование. Просто не успели проголосовать — «корона» началась. Подождите до 9 мая. Может быть, Вам наше издательство больше подойдет».
Фактически я получила два контракта в московских издательствах. Да, и поскольку у меня есть амбиции, что моя книга не узкоспециализированная, может быть интересна любому родителю, а не только родителям особенных детей, то я выбрала то издательство, которое дало мне больше возможностей реализовать свою книгу не в узкой области, а в более широкой. И уже сейчас они говорят о каких-то презентациях, прислали мне контракт, где я обязуюсь куда-то поехать, выступать на семинарах. Это же замечательно, и я очень рада. Но те деньги, которые я получу, — минимальные. Ну, не страшно.
— Там немножко по-другому. За первый тираж они мне дают просто гонорар. В случае допечатки они платят. Первый тираж, я вам скажу, 3 тысячи! Не тысяча, а 3 тысячи!
Надеюсь, что тираж будет продан и выйдет еще один. Пока мы планируем делать презентацию книги на Non/fiction Russia, это с 3 по 7 декабря. Если не будет второй волны, если уйдет «корона», то тогда будет презентация и моей книги тоже. Я с радостью на нее приду.
— Неудачный опыт с синопсисом, да… От Ирины я узнала, как нужно развивать блоги, – нужно вертеться в области книжного издательства, это свой мир, сейчас все происходит через соцсети. Кроме того, я продолжала писать статьи, и они стали главами для книги. Да и черновик – прекрасное задание, которое мне дали на курсе, чтобы понять, что у меня есть, чего не хватает. Когда я все соединила, получилось, что у меня книга практически написана.
До курса все было в беспорядке: я все время писала статьи, которые впоследствии стали главами книг, все время в голове были содержание и задумка. Мне в голову не приходило, что у меня написано довольно много. Курс для меня стал очень сильным, так скажем, «волшебным пинком». Никуда не деться от этого слова. Потому что писать можно всю жизнь, и, если бы не курс, я, наверное, так бы и продолжала писать и не знала, что дальше делать.
А курс помог собрать все воедино, понять, увидеть свою книгу, конечный результат. Осознать, что она есть, что это существующий проект, не растянутый во времени.
Еще один важный для меня момент на курсе, который я бы хотела отметить, – это обратная связь. Она была мне очень необходима и полезна. Особо ценно, когда тебя читают и хвалят не просто твои друзья, которые тебя любят, но и незнакомые люди. Это было очень важно. Среда у нас на курсе была доброжелательная. На каком-то этапе я даже попросила не только положительные отзывы, но и критику. И получила критику по полной… Больше не просила. Но это очень-очень вдохновляло.
Были еще точечные моменты. К примеру, когда я впадала в какое-то уныние, ровно в тот момент у нас была лекция про уныние. Или вот еще: я получила свой первый отказ ровно тогда, когда была лекция о том, как реагировать на отказы. В тот момент нам прислали ссылку про то, какие отказы люди получали. Меня поразило, что Джоан Роулинг отказывали 13 раз! А я получила только 9 отказов. Тогда подумала: «О! Еще 4!».
— Да. И духом я падала, когда мне кто-то написал очень грубый отзыв. Меня тогда вдохновило высказывание Бориса Стругацкого, который сказал, что огромное количество людей будет хвалить вашу книгу, огромное количество людей будет критиковать, и еще большему количеству людей будет вообще все равно, что вы написали.
— Да. И он мне очень понравился. Вот эти три мастер-класса с Ириной Гусинской были очень познавательными. Было очень емко и важно то, что она говорила про каждого. Особенно трепетно было ожидание, когда начнет говорить и о моих работах.
Главное, что каждому была сказана какая-то пара важных и вдохновляющих слов. Эти слова сильно помогали. И лекции вдохновляли очень. Даже не всегда самой Ирины. Я люблю лекции про прокрастинацию, уже три раза их прослушала и прослушаю еще. Эти знания помогают и вдохновляют, после них ты садишься и пишешь.
Домашние задания делала все до определенного момента, пока не началась «корона». Я сильно ждала отзывы на домашние задания. Знала, что меня будут хвалить, и мне было приятно.
— Дам такой совет: исполняйте все, что говорит Ирина, вот все так и делайте. По порядку. Сказали, написать это, значит нужно написать это, проверить, послать, получить обратную связь. Вот, в частности, первые два модуля исполнять обязательно беспрекословно. То, что она говорит, так и есть. И в конечном итоге это то, что приносит результат. Ирина сказала: «Сделайте фотосессию» — сделайте фотосессию. Я столько удовольствия получила!
Курс построен таким образом, что за эти 3-4 месяца можно успеть практически написать книгу. Если не полностью, то хотя бы увидеть ее целостно.
Да, я, конечно, очень советую пройти все три модуля сразу. Это то, что делала я, и что помогло мне войти в режим написания каждый день. Если выполнять все, как говорит Ирина, то к концу курса у вас будет написано около 80% книги.
И не ограничиваться одним издательством «Альпина». Есть очень много издательств, к которым можно достучаться. Там тоже работают люди, которые читают наши синопсисы. Я пообщалась с огромным количеством редакторов, они действительно живые люди и действительно читают то, что мы им присылаем.
— Есть жизнь, да. У них немножко замкнутый мир, они постоянно друг с другом общаются, но они также и читают. Тем более во время карантина я увидела в подтверждение слов Ирины заявление одного издательства, что они не будут больше выкупать права на перевод книг. Соответственно, они будут брать российских авторов, которые пишут на русском языке. У всех есть шанс даже во время «короны» подписать контракт.
— Ой, у меня такие планы… Я уже задумываю 5 книг в голове. Вторая книга у меня очень явно вырисовывается.
Я хочу писать детские и подростковые книги. И не зря, не просто так я стучалась во все двери. Я познакомилась с несколькими главными редакторами детских издательств. Все идет к тому, что первую книгу я сдам без задержек, 15 сентября. И когда я приеду на презентацию своей книги, планирую привезти и вторую, если не полностью, то хотя бы подробный синопсис и несколько глав точно. Также собираюсь сразу продавать и вторую свою книгу.
— Да, это будет детская книга, для детей от 7 до 10-12 лет. Если первую я пишу о родителях ребенка с аутизмом, то вторая будет от лица сестры особенного ребенка. Хочу рассказывать детям о том, что все люди разные, о том, что бывают дети с особенными потребностями, которые видят, чувствуют и воспринимают этот мир по-другому. Вполне возможно, что имеет смысл рассказывать об этом детям на их языке и уже с младшего возраста. Это задумка второй книги. Надеюсь, что история интересная.
Я использую такую форму литературы, которая называется middle grade, она сейчас активно развивается в больших издательствах. Это название пришло к нам из Англии. В России только начинается развитие подобного сегмента, но издательства уже активно интересуются, как им найти целевую аудиторию родителей, которые будут эти книги советовать и покупать своим детям.
В завершение хочу сказать, что этот курс стал мне родным. Мне было очень интересно учиться. Я готова делиться впечатлениями, давать интервью, отвечать на вопросы, выставлять видео в Facebook. И с большим удовольствием буду советовать курс Ирины Гусинской своим друзьям и знакомым.